Нравственное воспитание. Духовное воспитание детей

Духовное воспитание детей

Сейчас приходят на Землю необычные дети, которые задают нам массу вопросов – от простых до сложных, – и эти вопросы, бывает, относятся к запредельному. Они спрашивают: «Кто такая Баба Яга, Кащей Бессмертный, что такое любовь? Что такое старость?» Мы не задумываемся над этим. Но когда маленький  ребенок спрашивает: «Почему это Баба Яга всех отправляет в печь и почему отбирает волю?» – невольно задумываешься, у самого вопросы возникают. Кто это нагрянул к ней в гости и говорит: «Ты что, бабаня, не видела, кто к тебе пришел, ну-ка быстро баньку истопи». Почему воля не отнята у этого человека и почему не он в печи, а Баба ему прислуживает?»

Один мальчик-кшатрий увидел, что за шторкой кто-то стоит. Бабушка, всю жизнь проработавшая невропатологом, испугалась. Медикам ведь очень сложно отойти от «букварей» и трезво взглянуть на жизнь. Мы договорились, чтобы мальчика не трогали и он делал, что хочет, а родители к нему приглядывались.

Бабушка возмущается:

– Что делать? Мороз 20 градусов, а он ходит в кроссовках!

Я поинтересовался:

– У него нет простуды?
– Нет, – отвечает.
– А если он через 15 лет будет в горах и в снегопад ему надо будет на своих плечах вынести что-то, а он парень закаленный, ходит почти босиком, как думаете, он вынесет?
– Да.
– Ну, а запретите Вы ему сейчас. Что будет? Вот вам и нравственное воспитание.

Когда-то мне представилась возможность вести кружок «Умелые руки». Я старался по максимуму использовать базовые знания духовного воспитания детей. Вот, смотрите, – говорю детям, – это кормушка для птиц, но не только. Это золотой инструмент общения с Природой. Первым заданием для ребят было построить кормушки, взять на себя ответственность и заявить о себе в Космосе: «Мы хотим быть Людьми и берем ответственность за птиц, а для этого начинаем от своего завтрака отламывать кусочки хлебушка». Вырастая, мальчик, взявший в детстве ответственность за мелкую живность, будет помнить о людях, которые «под ним» находятся.

Раньше задача фараона состояла в заботе о воде и пище для людей целой нации, и его охраняли львы. Царь зверей оберегал царя людей. У одного фараона была дочь, которую тоже охраняли львы, но как только она полюбила мужчину низкого сословия, львы разорвали ее. Она поставила личное выше общественного, а это разъедает душу. Чтобы не допустить развала души, львы исполнили назначенное.

Вот загадка нам. Кто такой Кащей Бессмертный? Из каких двух частей состоит слово «Кащей»? Верно: «каша» и «щи». Он был вегетарианец. Его смерть была в яйце, яйцо – в зайце, а заяц – это мясо, утка – мясо. Вот Вам маленький срез эзотерики.

А задумывались Вы, кто такой Воланд? Почему мы его боимся? Это высокая демоническая сущность. Он не всех наказывал, а наказал тех, кто преступил законы Природы.

Духовное воспитание детей: «Закон Природы – это тот закон, по которому живут все». Почему на просьбу Маргариты: «Накажи того, кто не пропускал произведение Мастера», – Воланд отвечает: «Это не в моей компетенции»? Воланд – это тот, кто только щелкнул пальцем – и сразу появлялся человек-кот. А кто такой этот Кот? Что Вы ответите, если у Вас дети спросят: «Почему Берлиоз с пеной у рта доказывал, что Человек – царь Природы?» – а Воланд спокойно говорил: «Да уже Аннушка вышла из дома, ты не знаешь, что с тобой будет через три минуты». И голова покатилась… С кем ты споришь? Уже глаз блеснул, уже масло пролилось…

Нравственное воспитание: «Мы не видим знаков Природы, спорим, доказывая себе, что мы ее повелители». Как ты можешь быть царем Природы, если ей миллиарды лет, а твоя жизнь – всего лишь вспышка спички в ночи? Я это говорю к тому, что дети могут задать нам эти вопросы, и что отвечать?

Вот пример. Мальчик на даче поболтался в воде, у него температура, у мамы – испуг. Говорю ей: «Возьми и приласкай сына». Она послушалась совета, минут 40 – 50 ласкала. Вы даже не представляете, какая сила есть у матери. Она опутала его своей энергией, и он выздоровел.

«Не трогай, не бей!» – это все пустое для ребенка, это базовый закон нравственного воспитания. Я сделал игру, железную дорогу, на всю комнату и хочу детей пригласить поиграть, а потом попросил парня, у него джип, покатать их, сделать перед интернатом круг почета. Вот это дети запомнят на всю жизнь, а не: «Не лезь! Не трогай!» Мне хотелось бы, чтобы как можно больше детей из не очень имущих семей поиграли бы в эту игру и покатались бы на джипе, чтобы не чувствовали себя ущемленными. И тогда в будущем для ребенка не будет слова «Нельзя». Ты хочешь дернуть девочку за косичку? Можно, но при этом помни, что Природа найдет способ показать: всегда есть тот, кто сильнее тебя, и он сделает так же больно, как ты сделал другому.

Представьте себе море, из него выходит человек, бывший подводный стрелок, и выносит на руках камбалу. Он подходит к ребенку и говорит: «Смотри, сын, можно убить рыбу, а можно с нею дружить. У тебя есть выбор. Можешь погладить ее и отпустить, а можешь убить». И мальчик тянется ручонками к рыбе, бережно проводит ними по чешуе, после чего отец: «А теперь, сынок, надо отнести рыбу в море и положить на то же самое место, где я взял ее, чтобы показать тебе. И поблагодарить». Можно ведь и так обучать детей, а можно кричать, наказывать, дрессировать, можно покупать их покладистость, тренировать, натаскивать на добычу, как это делают волки. Можно воспитывать, питая любовью, заботой, вниманием, став проводником космических энергий.

Присмотритесь к своим детям и постарайтесь не мешать им, по возможности создав условия для их гармоничного развития.

Александр Герасимов, 46 лет, Отец троих детей, дежурный  по режиму Харьковского областного детского приюта «Гармония»