Неуправляемый ребенок, что делать?

В настоящее время разговор о воспитании приобретает первоочередную значимость. Все чаще родители задаются вопросом: “Почему ребенок не поддается воспитанию”.

Поводом к моему размышлению над темой воспитания послужил нечаянно услышанный в трамвае разговор двух дам:

– Это кошмар какой-то! Они совершенно неуправляемы! Я не знаю, что с ними делать!
– Да-да-да, – вторила ей собеседница, – ни учиться, ни работать не хотят, им бы только нажраться и поразвлекаться. И это – наше будущее! Куда мы только катимся…

Неуправляемый ребенок. Сегодня многие родители сетуют на то, что у них растут неуправляемые дети. А кто такой «управляемый»? Подчиняющийся воле и замыслу того, кто управляет, кто ведет к цели. Обратите внимание: к своей цели ведет «управляющий», а «управляемые» лишены права выбора не только цели, но и пути ее достижения – они лишены самостоятельности. Тогда на чем же будет стоять мир, каковы будут его устои (нравственные, моральные, духовные), если у составляющих его элементов отсутствует собственная «стоятельность»?

Вы, наверное, слышали о ПТУРСе – противотанковом управляемом реактивном снаряде. Он направляется по радио наводчиком на цель, достигает ее и взрывается. Неплохое оружие. Правда, с развитием у танков быстроходности, маневренности, способности ставить радиопомехи все его преимущества практически свелись на нет. Гораздо более эффективными оказались такие же снаряды, но неуправляемые, а самонаводящиеся. В памяти их компьютера находится вся информация о цели: ее размер, скорость, интенсивность теплового излучения, используемые частоты радиосвязи и т. п. Вероятность достижения цели самонаводящимся снарядом, по сравнению с управляемым, возросла многократно. Более того, если вокруг настоящего танка противник создает ложные цели, то самонаводящийся снаряд на основе информации, заложенной в него изначально и воспринятой в данной конкретной ситуации, способен отличить истинную цель от ложных целей и устремиться именно к ней.

Очевидно, что управляемый снаряд (или человек) менее эффективен, когда речь идет о движущейся цели в изменяющейся обстановке. Но совсем неуправляемый еще хуже достигает цели. Как же быть? В чем секрет успеха во взаимопонимании между родителями и детьми? Как всегда – в «золотой серединке». В «самонаведении», смысл которого не в управлении, а в направлении.

Ведь как зачастую происходит? Родители «абсолютно точно» знают, что именно нужно их ребенку, в чем заключается его, несмышленыша, счастье. Они-то уже пожили, знают, почем фунт лиха, и готовы жизнь свою положить на то, чтобы их ребенок, ну, уж никак не совершил их ошибок. И чем настойчивее родители предостерегают свое «чадушко» от своих ошибок, тем неизбежнее он должен их совершить, поскольку работает закон «Чего ты боишься, то к тебе и приходит». А весь парадокс заключается в том, что ребенок появился на свет именно в этой семье для того, чтобы совершать свои ошибки, а не родительские, на которые они его, упирающегося, толкают своими запретами и предупреждениями.

Неуправляемый ребенок не может и не должен быть кем бы то ни было управляем. Он имеет право быть информированным о причинно-следственных связях явлений Природы. Как в тот самонаводящийся снаряд закладывается вся информация о цели, о законах механики и прочих параметрах, так и до ребенка необходимо донести механизм действия законов Природы, понимание об истинных и ложных целях на его Пути, способы продвижения и возможности достижения цели.

Мой дедушка как-то сказал: «Вчись, онучок, – шляпу носити будеш», – и это было для меня очень убедительным аргументом и действенным стимулом к успешной учебе на протяжении многих лет. Меня  больше никто и никогда не заставлял учиться.

Неуправляемый ребенок что делать? Родители обязаны обеспечить Ребенку возможность реализации права на получение объективной картины мира и достоверной информации. В противном случае самонаводящийся снаряд может устремиться ко всем машинам на гусеничном ходу, если не заложить в его компьютер различие между танками и тракторами.

А вот еще один пример того, как родители в буквальном смысле перевернули представление о мире одного очаровательного юного создания.

… Начало лета. Утро. Трава еще не просохла от прошедшего ночью дождика и выблескивает изумрудно-жемчужным ковром в лучах восходящего солнца. У крыльца дачного домика близ куста распускающихся пионов сидит на корточках белокурая девчушка лет четырех. Она завороженно смотрит на маленького лягушонка, только что вылезшего из-под куста на солнечный лоскут травы. Спустя некоторое время, девочка зовет маму:

– Мама, мамочка! Иди скорее сюда!

Перепуганная родительница вскакивает:

– Что случилось, доченька?

Девочка заговорщицки манит маму пальчиком, берет ее за руку, опускается вместе с ней у куста и, показывая другой рукой на лягушонка, говорит полушепотом:

– Мамочка, посмотри, какая прекрасная гадость!

Представляете, насколько уже деформировано у этого юного пытливого существа представление об окружающем мире! Ей уже объяснили, что такое «гадость». Слава богу, пока еще не убили чувство прекрасного. И как же дальше жить и воспринимать разноцветье Природы с таким перекошенным, лживым представлением о ней? Эта мама уже управляет своим ребенком так, как ей удобно, не понимая, что обкрадывает его на огромную часть жизни.

Не берусь судить о будущности именно этой девочки, но когда взрослые в справедливом гневе возмущаются, глядя, как мальчишки бьют камнями лягушек или с веселым гиканьем вешают кошку – и откуда у них эта жестокость? – очень хочется закричать: «Да это же вы их научили!» Ведь если лягушка – гадость, как же с ней иначе обращаться? А если земля – «кака, выплюнь ее немедленно», откуда же возьмется хозяйское отношение к земле и бережное к Земле как к стихии, планете?

Все это – и неоправданная жестокость, и непонятно откуда взявшаяся агрессия у мальчика из благополучной семьи, и пренебрежение к жизни, как к таковой, – последствия полученной в детстве информации, не соответствующей действительности. Это стрельба по тракторам вместо танков.

На мой взгляд, только после того, как ребенку дана объективная информация о причинно-следственных связях и законах Природы, произведено верное целеуказание, родители имеют право предоставить ему свободу выбора и волеизъявления, причем выбор не должен быть безальтернативным. А то в жизни очень часто случается, как в том анекдоте: «Никто вас в колхоз насильно не загоняет. Колхоз – дело добровольное: «Хочешь – записывайся, не хочешь – расстреляем».

Как часто родители позволяют своим детям выбирать между музыкальной школой и школой танцев, а ему – в спортзал – аж пятки чешутся, будущий Сергей Бубка пропадает. Девочку из танцзала калачом не выманишь (вторая Уланова), а папа вбивает ей в голову физику с математикой, объясняя, что это – верный кусок хлеба, а танцульки – блажь. И дети, на радость родителям, становятся управляемыми, послушными родительской воле, теряя свою волю, а затем и волю к жизни, к свершениям и победам, а свою несостоятельность – то, что у них было, но не состоялось, топят в алкоголе, наркотиках, разврате. В общем, дети начинают заниматься всем тем, за что их и укоряют во все века родители, или жестоко мстят взрослым за свою несостоятельность – несостоявшуюся жизнь. На самом деле ребенок обязан совершить выбор на основе полученной и усвоенной информации, чтобы достичь своей цели – в полной мере прожить свою, а не родительскую жизнь.

Александр Шевченко, 48 лет, Отец шестерых детей, предприниматель