Внутренний ребенок. Часть2

В процессе воспитания внутренний ребенок адаптируется к требованиям родителей и проявляет себя как приспособившийся Ребенок, то есть он изменяет свое поведение под влиянием Родителя. Он ведет себя так, как того требует Отец, Мать, например, сильно зависимо от них или, наоборот, не по возрасту самостоятельно. Нытье и уход в себя – это разновидность адаптации. Естественный Ребенок проявляет себя в спонтанном поведении, где возможен бунт, непослушание, но и творческий прорыв, интуитивная догадка, оригинальность. Ребенок спонтанен, он живет одномоментно: «Здесь и сейчас». Он не осознает последствий, состоит из концепции чувств. Для него этот момент уникален и единственен в своем роде. Он стремится в буквальном смысле выпить переживания этого момента до капли, вопрос о том как воспитывать детей очень не прост.

Бытие внутреннего ребенка иррационально, он противоречив и непоследователен. Одно чувство помогало ему делать вот так, вот это. Новое чувство подтолкнет к другому. Он никогда не завершает начатое. Жизнь текуча, изменчива, Ребенок – в потоке жизни. Он непоследователен, не завершен. Ребенок радуется, наслаждается жизнью, он на стремнине – брызги бьют ему в лицо, иногда его накрывает волной, но он непотопляем, ибо жизнь в нужный момент подхватывает его на руки. Ребенок наслаждается, но жить одними наслаждениями нельзя. Не удается всю жизнь оставаться шестилетним. Мы взрослеем и должны многому обучиться, в том числе коммуникациям с другими людьми. Мы не одни в этом мире и вынуждены следовать множеству правил, учиться уважать различные ценности и традиции.

Внутренний ребенок эгоистичен, он хотел бы, чтобы весь мир был сориентирован на него. И Родитель должен обучить его тому, что он не пуп земли, что в мире много людей, что он должен считаться с их интересами, если хочет, чтобы они считались с ним. Ребенок должен быть дисциплинированным – это забота Родителя.  Ребенок беспечен, Родитель – осторожен. Именно Родитель помогает стать Ребенку цивилизованным, способным жить в сообществе людей. В словах знаменитого писателя раскрывается вопрос духовного воспитания детей:

Научиться можно, лишь, когда учишь другого. Когда ты учишь самого себя, то превращаешься в Наставника.

Пауло Коэльо

Ребенок выражает концепцию чувственных ощущений, Родитель – концепцию учения. Голос Родителя дает указания, что делать, он осуждает нас за непослушание, что проявляет себя «угрызениями совести». Это субличностный Родитель укоряет субличностного Ребенка. Родитель обучает ребенка правилам на «перекрестках» жизни. Тот, кто не признает сигналы «светофора» или знаки «регулировщика», создает аварийные ситуации и сам становится их жертвой, подвергая опасности других людей. Через Родителя в нас говорит общество, цивилизация, культура. Родитель адаптирует нас к жизни в этом мире людей с их интересами, амбициями, с жесткой борьбой за выживание. Здесь полезным станет духовно нравственное воспитание.

Если Родитель реализовал себя, то он ничего не хочет от Ребенка. Неповторимый аромат Ребенка для него самоценен, он создает пространство, возможность, создает ту невозможность, в которой не реализоваться нельзя. Вот что делает Родитель, если не является изгоем по жизни. В свою очередь человек нереализованный, проблемный перекладывает свои амбиции и устремления на Ребенка, потому что я-то – нет, а он – должен! Такие родители являются кнутом для детей, они препятствуют их самовыражению, поэтому задача  Родителя – не быть надсмотрщиком и диктатором.